Обогащенные практикой

 

Вперед — к журналистике!

В ЗАВЕРШАЮЩИЕСЯ летние каникулы сотни арсеньевских старшеклассников работали в организациях и на производстве, которые в скором будущем, возможно, станут их сферой трудовой деятельности.

Так, в редакции газеты «Бизнес-Арс» проходили стажировку учащиеся нашего журналистского факультатива одиннадцатиклассницы Надежда Белан и Татьяна Баранова. Насколько успешны они были в наращивании творческого потенциала и насколько укрепилась их вера в правильности избранной после окончания школы профессии?

Вот что, например, говорит Надежда Белан:

- За месяц с небольшим мне удалось подготовить и опубликовать семь разножанровых материалов. Это были заметки, репортажи, зарисовки. А всего у меня теперь, с учетом ранее напечатанных, 16 публикаций. Важно и то, что я на себе прочувствовала значимость творческой атмосферы в редакционном коллективе. В общем, в ходе практики я укрепилась в намерении поступить на факультет журналистики ДВФУ, о чем мечтаю с младших классов. Я окончательно поняла, что журналистика — это моё!

 

О самой Надежде можно сказать, что она заметно выросла в качестве подготавливаемых материалов, в оперативности, коммуникабельности. Интересней стали ее фотоиллюстрации. И дай бог ей успешно закончить школу, стать студенткой журфака университета и войти во взрослую жизнь профессиональным журналистом. Того же следует пожелать и Татьяне Барановой, также продвинувшейся ближе к журналистике во время указанной практики.

 

 

 

Надежда Белан укрепилась в верности курса на журналистику.

 

 

 

Главный работодатель — авиа-машиностроители

ОДНАКО основной отряд старшеклассников работал на двух градообразующих предприятиях Арсеньева — ПАО «ААК «Прогресс» и ПАО «Аскольд». На первом из них познавало азы производства 230 учащихся школ, разделенных по времени на два потока, а на «Аскольде» работало 45 учащихся. На обоих заводах в основном трудились ребята и девушки из межшкольного технического класса Учебно-методического центра управления образования администрации Арсеньевского городского округа.

Беседую с девятиклассником Никитой Туровниковым. Он выполнял обязанности слесаря и вот его резюме в завершение своей практики:

- Мне сразу же понравилось на заводе, и вместо одного месяца отработал за верстаком два. Вот сейчас снимаю заусеницы с изготовленных фрезеровщиками деталей, видите — получается. Потому что научился работать напильником, другими слесарными инструментами.

- Куда собираешься поступать после школы?

- В какой вуз, пока конкретно не знаю, но точно на механика.

- А в материальном плане поработать летом на заводе у тебя был стимул?

- Был, и, считаю, неплохо заработал.

Никита называет мне сумму заработка — за 20 тыс. рублей. В самом деле, прилично для подростка, до этого не имевшего понятия о слесарном верстаке и напильнике.

 

 

 

 

Никита Туровников стал разбираться в слесарном деле.

 

 

 

 

 

На финишных операциях аскольдовского производства работала десятиклассница Валерия Ишина. Она уже второе лето трудится здесь рядом с мамой — консервировщицей Людмилой Ишиной. Готовят продукцию к отправке потребителям. Говорит:

- Интерес к заводу у меня родился из рассказов мамы о ее работе, о значимости для страны «Аскольда» как одного из ведущих промышленных предприятий России. Вот эта продукция (показывает) пойдет на строящиеся корабли, и я горжусь, что лично участвую в их комплектации.

Мама Люда добавляет:

- Это вам не в магазине торговать, это реальное производство, которое прививает многие нужные в жизни качества, в том числе дисциплинированность, ответственность за порученное дело. Важно и то, что учащиеся по итогам практики получают лично заработанные деньги, а не с папиного-маминого кармана. Вот Лера после прошлогодней практики купила себе хороший смартфон, а теперь полностью приготовила себя к учебе в 11-м классе.

 

 

 

Валерия Ишина (справа) теперь особенно гордится "Аскольдом", где работает её мама Людмила Ишина (слева).

 

 

 

А вот что говорит о своем воспитаннике Владиславе Юрченко производственный мастер Сергей Семчук:

- Мы определили Владислава в слесари, но он проявил интерес и к другим рабочим профессиям. Я поставил его на термопечь оператором — безупречно справился. Молодой, но хваткий, побольше бы нам таких! А вообще я считаю, что личное знакомство старшеклассников с реальным производством — не на экскурсиях, а конкретным участием в выпуске продукции — важный момент в выборе профессии. Может быть, решающий.

________________

Насколько обременителен или полезен для заводских руководителей этот спецэшелон старшеклассников? Слово - руководителю службы по управлению персоналом «Аскольда» Василию Дорошенко:

- Да, хлопот с этим немало, ведь нужно школьников оформить документально в соответствии с трудовым законодательством, распределить их по подразделениям с гарантией обеспечения работой. И все же руководство «Аскольда» идет на это — пусть ребята приобщаются к заводскому производству, вообще к труду, кто-то из них обязательно придет после школы или вуза к нам на предприятие. В нынешнем году количество работавших у нас школьников увеличилось, по сравнению с прошлым, в полтора раза. В основном идут дети и внуки наших работников. Значит, идут осознанно.

 

________________

У АВИАСТРОИТЕЛЕЙ старшеклассники трудоустроены по семи профессиям. Чтобы понять, насколько серьезно подошли руководство «Прогресса» и кадровая служба к организации «пятой четверти», я назову пять из них, максимально приближенных к реальному производству. Это: слесарь механосборочных работ; слесарь-инструментальщик; слесарь-ремонтник; комплектовщик изделий и инструмента; распределитель работ. Но и две замыкающие этот список профессии: плотник и подсобный рабочий — тоже значимые в заводском производстве.

У прогрессовцев школьники разбиты по профессиям в зависимости от возраста. А возраст — от 14 до 17 лет.

Вот что говорит начальник бюро подбора, найма и развития персонала ПАО ААК «Прогресс» Анастасия Матвиишина:

- Руководство ПАО ААК «Прогресс» традиционно, на протяжении многих лет особое внимание уделяет организации занятости старшеклассников в их свободное время на производстве. Такая занятость значима не только в смысле гарантированного заработка работающих у нас школьников, но и дает им опыт трудовых отношений. Это еще и действенная мера профилактики правонарушений, преступлений и антиобщественного поведения несовершеннолетних. Мы постарались определить их в производственные цеха, где есть станочное и слесарное оборудование, там за ними были закреплены опытные рабочие-наставники.

 

Здесь следует сказать, что больше всего старшеклассников работало слесарями-инструментальщиками — 64. И, думаю, стоит «расшифровать» значимость этой профессии в заводском производстве. По сути она задает ритм в выполнении предприятием планов и договорных обязательств. Потому что поставляет на производственные участки приспособления для станочников и инструменты механообработки. Под руководством опытных рабочих школьники ведут слесарную обработку, разметку, опиловку, припиловку приспособлений. То есть, участвуют во всех этапах их изготовлений, а значит, набираются опыта пользования многими инструментами.

 

Пора собирать камни

ИТАК, «пятая четверть» позади. Кто-то из старшеклассников укрепился в выборе профессии и теперь более уверенно пойдет этим курсом. А кто-то разочаровался, значит, у таких есть еще время подумать о другой, более для него привлекательной.

Но в любом случае «живая» практика, сделавшая на месяц-два жизнь подростков жизнью взрослого человека со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами, несомненно обогатила их во многом и многом. Они не только сделали шаг в профессию, но и стали более патриотичны к своему родному городу с его узнаваемостью в России и мире, познали радость общественно полезного труда, значимость коллективизма и дисциплины в решении важных задач.

 

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ - мнение эксперта.

Комментирует начальник Учебного центра ПАО ААК «Прогресс» Елена Абиева:

- Наш Учебный центр имеет лицензию на образовательную деятельность, готовит к работе на предприятии не только взрослых, но и учащихся школ города. В технический класс подбираются школьники, которые тяготеют к техническим профессиям, и они идут к нам с удовольствием. За три года мы им даем рабочую профессию начального разряда — 2-го или 3-го. И соответствующее удостоверение, которое позволяет им сразу же после школы трудоустроиться и зарабатывать, расти профессионально. Эти ребята уже сейчас сами могут изготовить какую-то деталь и починить, к примеру, свой велосипед.

Важным составляющим в работе учащихся школ города в летнее время на заводе является познание ими реального сектора производства, развитие интереса к изготовлению для него деталей собственными руками. Я вот знаю, что многие, при укороченной для них рабочей смене, просят продолжить работу, но нельзя. Это будет нарушением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних.

Старшеклассники, работающие летом на «Прогрессе», существенно помогают заводу. Где-то освобождают опытных рабочих от малоквалифицированного труда. Где-то помогают в цехах подменить рабочих, ушедших в отпуска. Вобщем, вносят свою лепту в производство, подпитывая его рабочими руками.

А в целом я бы сказала, что где бы ни работали школьники в летний период - они становятся взрослыми. Они живут той же дисциплиной, теми же порядками, что и трудовые коллективы. И я думаю, что им психологически легче будет вступать во взрослую жизнь. Они воспитываются ответственными людьми.

Виктор ДЕБЕЛОВ, г. Арсеньев.

Фото Владимира ЯКИМОВА.

Рубрика: Шаг в профессию.