Высокая цена беспечности, или Пешеход прав, пока... жив

 

Пешеходы – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. По сравнению с водителями и пассажирами автомашин, они физически не защищены ничем, и ДТП с их участием зачастую становятся трагедией. Вступая на «зебру», пешеход считает себя защищенным, но на практике это не всегда так. Вместе с тем, проблема безопасности пешеходов не сводится лишь к тому, что водители или сами пешеходы нарушают правила дорожного движения. Всеобщая беда ещё и в том, что мы не научены культурному поведению на дорогах. Забота о безопасности (своей и окружающих), правильный стереотип поведения, уважение ко всем участникам движения, умение прогнозировать развитие дорожной ситуации — всему этому нужно учиться не только будущим водителям в автошколах, это должен знать и уметь каждый участник дорожного движения.

Обсуждая проблему безопасности пешеходов, за круглым столом в редакции «Б-А» собрались руководители и представители ГИБДД, городской администрации, эксперты в области дорожной безопасности и общественники.

 

- Какова сегодня ситуация по ДТП с участием пешеходов в Арсеньеве? Насколько настораживающая статистика?

Евгений Брикулин, врио начальника ГИБДД МОМВД России «Арсеньевский»:

- По статистике за прошедшие пять месяцев нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошедшего, в целом снизилось количество дорожно транспортных происшествий, и в том числе произошло снижение ДТП с участием пешеходов. Неутешительно, однако, то, что пострадавших, то есть получивших телесные повреждения, всё же больше. По вине пешеходов с января по май совершено 3 ДТП, а по вине водителей — 7.

- Раньше в городе остро стояла проблема ДТП на пешеходных переходах по причине их неосвещенности. На сегодняшний день ситуация по ДТП в темное время суток стала лучше?

- Не хотелось бы спугнуть статистику. Думаю, совокупность мер, среди которых и хорошее уличное освещение, и пропаганда безопасности дорожного движения, особенно среди детей, и разъяснительные работы, и рейдовые мероприятия с привлечением дружинников ДНД принесли свои положительные результаты.

Дмитрий Лезин, командир отдельной роты ДПС ГИБДД:

- Сами пешеходы стали дисциплинированнее. У нас есть один «плавающий» день в неделе, в который целенаправленно проводятся операции ДПС по пешеходам. Выявляем, привлекаем к ответственности нарушителей. Проводим профилактические беседы. Особенный упор профилактической работы делаем на тех, кого в силу возраста нельзя привлечь к административной ответственности, это дети до 16 лет.

- А штрафуете? Какие штрафы предусмотрены для пешеходов за нарушение?

- За пять месяцев этого года к административной ответственности было привлечено 1110 пешеходов. Ответственность пешеходов по нашему законодательству предусматривают две статьи: 12.29 ч. 1 и 12.30 КоАП РФ. Статья 12.29 грозит наказанием в виде предупреждения либо штрафа в размере 500 рублей. Причем, предупреждение выносится письменно и только за впервые совершенное правонарушение. Если нарушителю когда-либо выносилось какое-либо административное предупреждение (необязательно за переход в неположенном месте), то полагается штраф. Есть возможность ограничиться и устным предупреждением. По статье 12.30 пешехода наказывают, если своими действиями он создал опасность для дорожного движения, к примеру, вышел на дорогу и пошёл прямо по ней. Штраф за такое правонарушение составляет 800 рублей.

 

- Но пешеходам же легко можно избежать ответственности: у меня паспорта с собой нет, например, или я чужие данные назову..?

Д. Лезин:

- Это так кажется, что пешеход всегда может укрыться от ответственности. Да, есть сложности, но установить личность любого гражданина не проблема. В том числе по отпечаткам пальцев. В законе прописано, что нарушителя можно доставить в отделение полиции для установления личности. Недавно был случай: остановили пешехода за переход в неположенном месте, при себе документов у него, разумеется, не оказалось. Выяснили личность, и оказалось что наш нарушитель - подозреваемый в преступлении, объявленный в розыск. Поэтому, чтобы избежать ответственности за «неправильный переход» лучший выход не прятаться, и не скрываться под чужой личиной, а НЕ НАРУШАТЬ.

 

- Есть мнение, что изрядная часть пешеходов-нарушителей — это те же водители-хамы, только выбравшиеся из-за руля...

Алексей Горошкин, председатель, организатор общественного автопроекта «АРС контроль ДПС»:

- Да, это так и есть. Как непосредственный участник дорожного движения и организатор большой общественной группы автомобилистов (у нас уже свыше 2 тыс. участников) могу сказать: те, кто не нарушают за рулём, не будут нарушать и выйдя из автомобиля. Водитель, который стал пешеходом, понимает сложность организации дорожного движения и, поскольку он дисциплинированный водитель, то пешеходом-нарушителем уже быть не может. Сознание настроено на соблюдение правил. Не скажу, что мы водители, все переходим дорогу в положенном месте, бывает, что и перебегаем, где поближе, но в таком случае уже на автомате жестко контролируем обстановку: Не опасно ли это? Не создам ли я помеху другим участникам движения?

 

- Известно, что одна из причин перехода в неположенном месте — это расположенный поблизости магазин, или остановка, или какое-то нужное учреждение. Водители ругаются, что пешеходные переходы каждые 50 метров, пешеходы жалуются, что до «зебры» далеко идти. Есть ли нормы установки пешеходных переходов?

Артем Голомидов, начальник управления жизнеобеспечения администрации АГО:

- По ГОСТу пешеходные переходы должны располагаться на расстоянии от 200 до 300 метров. При этом выбор мест их размещения осуществляется с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств и объектов притяжения пешеходов. Построился хороший магазин, люди ищут к нему самый короткий путь. У нас в городе такой пример в районе магазина «Каравай». Основной поток пешеходов переходит дорогу вдоль проезда Гостиный. В этом месте, по предложению ГИБДД мы планируем в текущем году обустроить пешеходный переход. Также в текущем году будут проведены работы по устройству пешеходного перехода по ул. Ломоносова в районе парка «Аскольд».

- В Арсеньеве много переходов, расположенных неудачно: нет удобного подхода, не заасфальтирован проход через газон, перед дорогой бордюрный камень.

- Все эти проблемы нам известны, но, к сожалению, бюджет в городе дотационный, поэтому в один подход все переобустроить не получается. Планируем поэтапно. На Жуковского, 19, пешеходный переход не соответствует требованиям безопасности — идет от межквартального заезда. На комиссии по безопасности дорожного движения данный вопрос прорабатывался. Принято решение по его переоборудованию.

 

- Желтые «зебры» тоже как-то регламентируются?

Д. Лезин:

- Желтая — рекомендованная разметка для пешеходных переходов. Этот цвет лучше видно. Когда в свет фар попадает такая разметка желтый бросается в глазах. Такая разметка особенно рекомендована вблизи детских учреждений и вне населенных пунктов.

Е. Брикулин:

- В настоящий момент прорабатывается вопрос по внесению изменений в ГОСТ. Если изменения будут приняты, желтая разметка станет требованием ГОСТа. Плюс планируются изменения по оснащению пешеходных переходов специальными автономными мигающими светофорами, типа «Т7».

 

- Потянет ли такие изменения городской бюджет?

А. Голомидов:

- Понятно, что муниципальные образования в большинстве своем не имеют собственных средств на полную модернизацию дорожной сети. Поэтому для комплексного и оперативного приведения дорожной инфраструктуры в соответствие с требованиями действующих ГОСТов необходимы средства государственной поддержки в виде софинансирования наиболее затратных мероприятий. Так, в конце 2015 года благодаря участию в государственной программе «Энергоэффективность и развитие энергетики» мы смогли на всех центральных улицах города установить светодиодное освещение, а в местах пешеходных переходов смонтировать фонари с усиленным световым потоком. В случае принятия краевых программ, предусматривающих софинансирование мероприятий по безопасности дорожного движения, администрация городского округа будет также в них участвовать. На сегодняшний же день, выполнение данных мероприятий, в частности оснащение пешеходных переходов специальными автономными мигающими светофорами, типа «Т7» за счет средств местного бюджета может быть только поэтапным, то есть со сроком реализации в несколько лет.

 

- А жители города могут обращаться с пожеланиями по изменению дорожной сети? Например, водители часто жалуются на пешеходный переход на Жуковского напротив «Эврики», пешеходы идут один за другим, создаётся пробка...

Е. Брикулин:

- В районе рынка строится большой торговый центр. Этот участок дороги претерпит конструктивные изменения, предусмотрено уширение проезжей части. После окончания строительства будет проведена реорганизация дорожно-транспортной сети. Соответственно, пешеходный переход напротив «Эврики» будет переоборудован.

А. Голомидов:

- Администрация города рассматривает все заявления граждан по обустройству пешеходных переходов, искусственных неровностей, светофоров и т.д. Но решение принимается исходя из целесообразности, необходимости и законности внесения изменений в организацию дорожной сети. Иногда обращаются горожане и просят обустроить переход, когда через 50-100 метров таковой уже есть. Одному нужен возле его дома, другому напротив любимого магазина. Мы не можем перекраивать бюджет и дорожную разметку по каждому такому пожеланию, руководствуемся прежде всего требованиями ГОСТов, а спорные вопросы рассматриваем на комиссии по безопасности дорожного движения.

 

- Часто пешеходы даже по переходу пересекают дорогу неправильно. Как же всё-таки переходить дорогу по всем правилам? Как и где научиться этому?

Алексей Ермаков, директор автошколы «Мастер»:

- Для того, чтобы переходить дорогу правильно, пешеход должен быть сам заинтересован в своей безопасности. А чтобы быть в безопасности нужно четко знать что ты должен для этого делать: переходить дорогу, только оценив расстояние до приближающегося транспортного средства и убедившись в безопасности, не отвлекаться на разговоры по мобильному, не останавливаться на переходе поболтать со знакомым (и такое бывает!), ступать на переход так, чтобы водители автомашин смогли увидеть заблаговременно, а не выпрыгивать из кустов или сворачивать на переход с обочины. Если движетесь на велосипеде спешиться перед переходом. Необязательно безопасно переходить дорогу только на пешеходном переходе, не везде они есть. Можно перейти дорогу на любом перекрестке, если в зоне видимости нет перехода, правила это разрешают. Мы много раз пытались привлечь в автошколу пешеходов по программе, разработанной арсеньевской ГИБДД «Вольный слушатель». Зазывали, уговаривали: приходите, слушайте это абсолютно бесплатно. Ни один взрослый пешеход «учить матчасть» не пришел. Учиться к нам приходят пока только дети, два раза в месяц каждая школа Арсеньева приводит пешею (только пешею!) экскурсию в автошколу, дети с удовольствием смотрят обучающие фильмы, знакомятся с правилами. Взрослые же уверены, что и так все знают. Фишка в том, что у нас нет никакого навязывания по типу «Вы должны прослушать полный курс, чтобы узнать как переходить дорогу». Если интересна какая-то тема, можно прийти послушать только выбранную тему, например одну или две лекции. Возможно, эти выученные назубок правила однажды спасут жизнь.

- Как добиться того, чтобы пешеходы сами захотели повысить свою дорожную грамотность?

- Нужно чтобы пешеходы научились ощущать ответственность. Водитель чувствует ответственность потому что знает: если он не будет понимать, что управляет источником повышенной опасности, то очень скоро этого права лишится. Так же и пешеход должен понимать чего он лишится, если не будет чувствовать опасность. В данном случае — здоровья или жизни.

 

- На дороге часто бывает ситуация, когда пешеход идет по переходу и при этом правый, ближайший к нему, ряд машин остановился, а по левому мчится автомобиль. Как подстраховать себя в этом случае?

Д. Лезин:

- Ничего нового не придумано: проходя каждый ряд автомашин нужно остановиться и убедиться в безопасности дальнейшего движения. В 2014 году были приняты поправки в ПДД, согласно которым автомобилям запрещен обгон на пешеходном переходе. Если перед пешеходным переходом по какой-либо причине остановилось любое транспортное средство, все автомобили, независимо от полосы движения обязаны снизить скорость и убедиться, что на данном переходе нет пешехода. И если пешеход движется по переходу, пусть даже по противоположной полосе, хоть через пять рядов, ехать запрещено. До тех пор, пока пешеход не перейдет перед вами.

 

- А если пешеход по каким-то причинам решил не переходить, стоя возле пешеходного перехода, как ему нужно показать водителям, что он передумал?

А. Ермаков:

- Пешеходу нужно просто показать жестами, кивком головы, отвернуться от проезжей части, обозначая: «Я не пойду, пожалуйста, проезжайте».

 

- Что вообще означает формулировка «не пропустил пешехода на переходе»?

Д. Лезин:

- Не пропустил - если пешеход стоит лицом к дороге. Пути пересекаются, значит водитель должен остановиться. Пешеход отвернулся, встал затылком, всё, никого пропускать не нужно. Гарантия безопасности на дорогах это взаимоуважение пешеходов и водителей. Это применимо и к любой другой сфере жизни. Если ты хам по жизни, то и на дороге будешь вести себя так же. Есть методические рекомендации, разработанные ещё лет 15 назад. «Когда водителю нужно знать что у него возникает опасность в лице пешехода?» Рекомендации просты: если пешеход встал на бордюрный камень, пешеходный переход или находится прямо перед ним. Но, что касается детей, то есть отдельные рекомендации: если ребенок стоит за метр(!) от перехода, тогда водитель должен считать, что у него возникла обязанность снизить скорость и остановиться.

 

- Каким образом вопрос безопасности на дорогах обсуждается в среде детей? И обсуждается ли вообще?

София Закирова, член отряда юных инспекторов дорожного движения (ЮИД):

- За моих друзей и одноклассников скажу: в большинстве мы стали больше соблюдать правила после трагедии со школьником в прошлом году. Порой мои одноклассники, приходят и говорят: «Сегодня я «затормозил» малыша, который перебегал дорогу в неположенном месте». И это здорово! Старшие стали больше обращать внимание на нарушения тех, кто младше, останавливать, объяснять. Как юидовцы мы проводим большую работу с младшими школьниками: учим переходить дорогу, акцентируя на себе внимание водителей. И я заметила, что много малышей, подходя к проезжей части поднимают руку или выставляют вперед ладошку, обращая на себя внимание водителей: пропусти меня!

Оксана Закирова, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД:

- Такие рекомендации по безопасному переходу дороги мы специально разработали и успешно применяем в работе с детьми. Если ребенок спокойно стоит у дороги, на него, как правило, ни один водитель не обратит внимания. Но как только ребенок начинает жестикулировать, обозначать себя - внимание водителей сразу привлечено. Я горжусь, что наша задумка начала действовать и приносить реальную пользу.

Е. Брикулин:

- Есть еще один аспект обучения ПДД — это в семье. Если мы своим детям сейчас не «достучимся», что ПДД это важно, что нужно соблюдать правила, то они вырастут и не донесут это до своих детей. Каждый из нас вспомнит немало случаев, когда чьи-то родители или бабушки-дедушки спеша, бегут через дорогу на «красный», или не по переходу, который в 50 метрах, а чадо, семеня ножками, еле поспевает следом. Да, может, вы и сами бегали так не раз, забывая что родители, как бы они не поступали, всегда авторитет и пример для ребенка. И хоть тысячу раз после этого от него требуйте «Переходи на зеленый!» он так делать не будет. Ведь он уже видел, что вы с ним бежали на «красный» и ничего за это не было. И никакая спешка не может служить оправданием. Помните: цена беспечности бывает слишком высока.

 

Круглый стол провели Виктория ПРОЦКАЯ и Евгения СУРИЦ.

Фото Владимира ЯКИМОВА.

Рубрика: "Безопасная дорога"