Детская жестокость: как не допустить?

 

 

Они разные: робкие и смелые, тихие и шумные, талантливые и способные, но все одинаково горячо любимые своими родителями, - такие наши дети. К сожалению, телевидение и Интернет всё чаще показывают какими ещё (и вовсе не милыми) могут быть наши дети — сами по себе или под влиянием толпы-сверстников. Ещё свежи воспоминания у арсеньевцев о жестокой реальности, когда женщина скончалась от зверских побоев подростков. И те, кто лично знал участников кровавой драмы, до сих пор не нашли ответа: где находилась грань и точка невозврата в поступках для внешне благополучных подростков. Как научиться видеть и слышать наших детей, как вовремя распознать беду и какова степень ответственности самих детей и родителей за жестокость — мы попросили рассказать специалистов.

 

Как в зеркале...

Евгения СЕМЁНОВА, педагог-психолог отделения помощи семье и детям «Арсеньевского социально-реабилитационного центра «Ласточка»:

- В причинах жестокости и агрессивного поведения современных детей и подростков можно обвинить кого и что угодно: телевидение, коллектив, в котором находится ребёнок, социум. Однако самые глубокие корни этого явления - в семье. Не секрет, что большинство современных родителей с раздражением отмахивается от «назойливых» приставаний ребенка. Его воспитали таким и он не знает другого способа взаимодействия с миром.

- Какие признаки поведения ребёнка должны насторожить взрослых?

- Бывает, что ребёнок, которому не свойственно агрессивное поведение, вдруг проявляет неприязнь к самым близким: брату или сестре... Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит, но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения - а что будет, если я сделаю это? Такие фрагментарные выходки безобидны - дети определяют для себя границы дозволенного. Несомненный знак беды - устойчивая агрессия. Как правило, она проявляется по отношению к каким-то группам, либо ко всем детям, либо к животным, либо ко всем взрослым, и связана уже не с возрастом, а с личными особенностями ребенка. Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: жестокость со стороны родителей, их недостижимые требования, издёвки, или гиперопека.

- Бывает, что ребёнок после совершённого проступка и сам не понимает, как же так получилось…

- Неосознанная жесткость проявляется, как правило, в дошкольном возрасте, когда ребенок ещё не в полной мере осознает, что делает кому-то больно. Она может быть продиктована исследовательским интересом, например, оторвать бабочке крылья и посмотреть, что будет. Может быть подражательной, наказать куклу, как наказали меня. Жестокость ребенок может проявить и «за компанию», когда очень хочется быть похожим на других. Однако в этом случае ребенок не испытывает удовольствия от своего поступка, для него в этой ситуации важно, как он выглядит в глазах друзей. Иное дело – жестокость осознанная, когда ребенок целенаправленно причиняет вред другому, всегда более слабому, получая от этого удовольствие и не испытывая чувства вины.

- Свидетельствует ли о каком-либо отклонении детская жестокость по отношению к животным?

- В разной мере. Одно дело – разрезать дождевого червяка пополам, потому что интересно посмотреть, как будут существовать отдельные половинки. Совсем другое – потрошить соседского котенка, чтобы насладиться его агонией. Издевательство над животными в детстве очень характерно для серийных убийц, потому оно рассматривается как один из основных симптомов будущего психопатологического поведения.

- Как исправить проявления жестокости в ребенке по отношению к животным?

- Читайте и обсуждайте с детьми книги, посвященные описанию жизни животных и растений. Всякий раз при удобном случае обращайте их внимание на хрупкое очарование природного мира. Рассказывайте им о силе и смелости собак-спасателей. Пусть дети ухаживают за комнатным растением или животным. Объясняйте детям, что любить животное – это не только ласкать и гладить его, это, прежде всего, уметь вставать на их защиту (или хотя бы не нарушать их покоя и не вмешиваться в их жизнь), уметь за ними ухаживать.

- А если агрессия направлена на других детей?

- Если ваш ребенок – агрессор, задумайтесь: ничто не берется ниоткуда. Постарайтесь честно ответить себе: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве способа разрешения конфликтов? А рукоприкладство? Равнодушие к вашим старикам? Обычно поведение ребенка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье. Еще один момент: родители, воспитывающие мальчиков, часто считают драку нормальным для них способом общения и специально поощряют: «Всегда давай сдачи!» Постарайтесь заменить эту установку на мирное решение конфликтов и недопустимость провокаций. По крайней мере, учите детей, что нельзя срывать злость на других людях. Выпустить пар можно иначе – порвать бумагу, сходить в спортзал...

- Какой должна быть реакция на происходящее со стороны педагогов?

- В образовательных учреждениях достаточно педагогов, заинтересованных в решении конфликтных ситуаций между подростками, в формировании психологически здорового микроклимата в детском коллективе. Однако встречаются и те, кто пытается спустить всё «на тормоза», а порой и скрыть проявления агрессии в подростковой группе. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют.
В заключение хочется напомнить взрослым: у уверенных в себе родителей уверенные, спокойные дети. Дети считывают наше к ним отношение и интуитивно принимают его. Так что сформулируйте для себя: за что вы уважаете своего ребёнка? Хвалите его за всё хорошее, что в нём есть!

 

Испытывать ответственность

Наталья КИТАЕВА, юрист:

- В первую очередь хочется сказать об ответственности родителей за воспитание своих детей, именно они формируют личностные черты и поведенческие особенности детей в социуме. Эта обязанность на родителей возложена законом, в частности статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних установлена статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (наказание: предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей). Уголовная ответственность предусмотрена статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Наказание — от штрафа до лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Что касается самих несовершеннолетних, то статьей 20 Уголовного кодекса РФ установлен возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Частью 1 ст.20 УК РФ установлено, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Частью 2 ст. 20 УК РФ предусмотрен перечень преступлений (статей), за совершение которых к ответственности привлекаются лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста: убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132). К этому перечню относятся также кража, грабеж, разбой, вымогательство, несообщение о преступлении, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, участие в незаконном вооруженном формировании и другие правонарушения.
Часть 3 ст. 20 УК РФ устанавливает, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй данной статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

 

Не допустить противостояния

Оксана СТАНОВОВА, майор полиции, старший инспектор ОУУП и ДН МОМВД России «Арсеньевский»:

- Все материалы, касающиеся несовершеннолетних: правонарушения в отношении них или с их участием, направляются к нам в отделение по делам несовершеннолетних. В конце прошлого года в Арсеньеве был единственный вопиющий факт подростковой жестокости, приведший к смерти потерпевшей. Однако нельзя говорить о масштабных проявлениях жестокости у детей, это скорее исключительные случаи. Правильнее вести разговор об агрессии, которая порождается сегодня социальным неравенством и воспитанием в семье. Или ещё один пример явления нашего времени - большой популярностью у детей пользуются сайты, склоняющие к девиантному поведению. Некоторые подростки, пользуясь этим, выдают себя за мнимых кураторов опасной игры в соцсетях, принуждают своих сверстников к опасным действиям, запугивают их. Выявлять такие случаи нам помогают в первую очередь внимательные родители.
Больше всего конфликтных ситуаций между подростками происходит в коллективах. Однако в каждой школе существуют Советы профилактики, где соцпедагог, родители и дети при участии инспектора по делам несовершеннолетних совместно решают возникшую проблему. Важно разобраться в ситуации, пока она не переросла в жестокое противостояние подростков. Свою агрессию ребята переносят на личности, могут создавать группировки, которые противостоят друг другу, их лидеры зачастую имеют неверную позицию и путь. В среднем два раза в месяц инспекторы ПДН приезжают в каждую школу и не только для того, чтобы разобраться в конфликте, мы ведём большую профилактическую работу и среди школьников, и среди их родителей. Инспекторы рассказывают ребятам об ответственности за свои правонарушения, о безопасности поведения на улице и дома. Не допустить физического и морального проявления агрессии и жестокости в подростковой среде — это главная наша цель.

Подготовила Татьяна СПИЦИНА.

Фото Владимира ЯКИМОВА.