Советы бывалых водителей

 

Чем отличается хороший водитель от плохого? Хороший водитель — тот, кто не попадает в аварии на протяжении многих лет, тот кто знает и соблюдает Правила, но не ждет того же самого от других. Опытные водители говорят, что всегда находятся за рулем в особом состоянии — тело расслаблено, а мозг автоматически просчитывает варианты развития дорожной ситуации, в результате, как только возникает потенциальная угроза, водитель к ней уже готов. Но чтобы овладеть мастерством вождения на практике, сначала нужно изучить теорию, в этом помогут советы новичкам от бывалых водителей.

Умей ездить в потоке!

Держите оптимальную дистанцию между автомобилями. Слишком короткая опасна при резком торможении впереди идущего транспорта. Слишком длинная провоцирует водителей других авто занять место перед вами или пересечь ваш путь.

Увеличь дистанцию

Когда выезжаете на дорогу в гололед, держите дистанцию до впереди идущего автомобиля ровно в два раза больше, чем летом. Следите за несколько сотен метров вперед за тем, не перебегает ли кто-нибудь дорогу и не намеревается ли перебежать. Впереди идущие машины могут начать резко тормозить и даже уйти в неуправляемый занос.

Простая арифметика

Знайте тормозной путь своего автомобиля. Рассчитать его просто: показатель скорости надо разделить на 10, полученное число умножить на само себя. Результат будет равен тормозному пути. Например, вы едете со скоростью 70 км/час. Разделим 70:10=7. А теперь 7*7=49. Тормозной путь на данной скорости будет равен примерно 50 метрам.

Ну ты и «тормоз»!

Если на исходе зелёного сигнала светофора вы прибавили скорость, а затем решили всё-таки остановиться, считайте, что обрекли себя на удар сзади. При торможении, изменении траектории движения всегда посмотрите по зеркалам. Имейте для себя несколько метров для ухода от возможного удара сзади от авто с запоздалым торможением.

Свет мой, зеркальце...

Настройте зеркала заднего вида. Опытные автовладельцы знают, что правильно настроенные зеркала заднего вида помогают отлично контролировать ситуацию на дороге. Основная проблема в том, что многие настраивают зеркала заднего вида неправильно. В чем же хитрость? Зеркала не должны отражать ваш автомобиль. Его положение на дороге вы и так знаете. Если ваша машина не попадает ни в одно из зеркал, то вы настроили их идеально. Таким образом вы значительно увеличите угол обзора и сможете минимизировать «мертвые зоны».

Каков твой потенциал?

Плохо, когда водитель считает, что умеет хорошо водить машину, а на самом деле, иллюзию контроля над машиной ему дают электронные системы. Но даже умная электроника не спасет невежду. Любую машину можно сорвать в занос, с которым не справится никакая электроника, а неумелый водитель за рулем и подавно. Определяющим фактором является сцепление шины с дорожным покрытием. Когда это сцепление пропадает, никакие силы не смогут контролировать поведение машины. Главное для водителя - всегда безошибочно определять потенциал сцепления шин с дорогой.

Неблагородный риск

Если вы не пристегнуты ремнями безопасности, то в случае аварии ударитесь о руль, щиток приборов, ветровое стекло или переднюю стойку кузова автомобиля. Не пристегнутые ремнями безопасности водитель и пассажиры в случае аварии подвергают себя смертельному риску получить серьезные или смертельные повреждения.

Фура, я тебя боюсь!

Пешеходы, особенно дети, лучше реагируют на габариты автомобиля, чем на скорость. Большой грузовик, движущийся на малой скорости, перед которым можно успеть спокойно перейти дорогу, как бы устрашает, и его пропускают, а перед стремительно приближающимся легковым автомобилем — безбоязненно выходят на проезжую часть. Водители «легковушек» помните об этом!

Ну что ты встал?

Если водитель движущегося перед вами автомобиля затормозил или резко снизил скорость, не пытайтесь сразу его обгонять. Сначала выясните причину, почему он это сделал. Впереди может быть невидимое вам препятствие или пешеход!

Мячики и шарики — предвестники детей.

Поведение детей на дорогах непредсказуемо. Пересекая проезжую часть перед приближающимся транспортом, они могут остановиться, вернуться назад, продолжать движение и даже внезапно побежать. Ребенок может выскочить на дорогу и из «ниоткуда», например, вслед за выкатившимся мячиком, улетевшим воздушным шариком или выбежавшим щенком.

Только не в лоб!

Не производите обгона при плохой видимости, не убедившись в возможности его произвести. Не уверены — не обгоняйте. Помните, худший вид ДТП — лобовое столкновение. Всеми силами избегайте столкновения «лоб в лоб». Если видите, что авария неизбежна, не теряйте самообладания и в последний момент выключите зажигание. Это уменьшит вероятность возникновения пожара.

Домкрат тут - лишний

Не стоит нагромождать в машине навигаторы, баночки-освежители воздуха, антирадары, сигнализации и т.п. При аварии эти ноу-хау становятся снарядами, способными в прямом смысле снести вам голову. Или порвать подушку безопасности. Вспомните, что лежит у вас под сиденьем или в багажнике, не отделенном от салона? Домкрат? Инструменты? Только представьте какова будет траектория полета домкрата или молотка, если произойдет авария. Уберите тяжелые предметы из салона или в специальные отсеки.

И шины всплыли...

При езде с большой скоростью в дождь в поворотах и при возникновении эффекта аквапланирования (когда шины всплывают на пленке воды, и автомобиль становится неуправляемым), никакая электронная система (ESP, ABS, BAS) не спасет от аварии. Обычно аквапланирование возникает на скорости выше 80 км/ч, если шины новые (если старые -на меньшей скорости). Старайтесь удерживать крепко руль, не меняйте его положения до выхода на твердую поверхность, держите одну скорость, не сбрасывая и не прибавляя газ.

Тест для драйверов

Неспособность водителя чувствовать скорость - причина множества аварий. Чтобы проверить свои способности в этом, разгонитесь до скорости 90 км/ч, закройте спидометр ладонью (само собой, не снимая этой руки с руля), притормозите и езжайте со скоростью ровно 60 км/ч по вашим ощущениям. Откройте спидометр и сверьтесь с его показаниями. Точно так же можно проделать это упражнение, разгоняясь с 60 км/ч до 90 км/ч.

Дай дорогу дураку!

Многие из автомобилистов с большим стажем вождения, придерживаются «народного» правила «трех Д» — Дай Дорогу Дураку. Это правило, конечно, не значит, что все вокруг дураки, а вы один такой умный. Это значит, что на дороге всегда надо быть готовым к худшему варианту развития ситуации: если выскакивает лихач — пропустите его, дорога не место для соревнований, безопасность важнее.


Комментарий специалиста.

Инспектор по пропаганде и безопасности дорожного движения ГИБДД МОМВД России «Арсеньевский» Оксана Закирова:

- Самое главное для водителя во время движения – это обеспечение безопасности дорожного движения. Об этом надо помнить всегда, чтобы ни происходило вокруг. Всем дорожным происшествиям обычно предшествует попытка какого-то участника дорожного движения (водителя или пешехода) куда-то успеть. Когда он пытается осуществить задуманное как можно быстрее, он отвлекается и не может контролировать ситуацию в целом. Вам нужно отслеживать поток, предугадывать поведение всех участников дорожного движения, быть видимым, избегать мертвых зон и всегда иметь наготове запасной вариант.

Знать самому правила и соблюдать их — это только 50% успеха на дороге. Вторые 50 — это контроль за действиями других участников движения. Видя ситуацию, прогнозируя и анализируя её, в большинстве случаев можно уйти от аварии. В этом и состоит повышение своего профессионализма за рулем. Если ты просто едешь, не думая, что кто-то другой внезапно может нарушить правила, создать неудобства — тогда и мер экстренных принимать не будешь ,и любая внештатная ситуация застанет врасплох.

Представим знакомую всем ситуацию: в темное время суток встречная машина ослепила светом фар. Немало водителей в такой ситуации начнут ругаться, включать дальний свет фар, чтобы проучить «нарушителя» или дать понять «Ты меня слепишь». Но гораздо умнее и проще в данной ситуации будет отвести взгляд на обочину, сбавив скорость - луч от встречных фар не будет светить в зрачок, и при этом останется полный контроль за всей шириной проезжей части и встречным автомобилем.

Другая ситуация: водитель встречной машины едет «в лобовую» по твоей полосе. Что делать? Костерить водителя: «Ты что не видишь ,куда едешь!»? Нет. Первое, что нужно сделать, заметив опасность - это не возмущаться вторжением, а начать тормозить в ту же секунду — при наложении двух больших скоростей удар может привести к самым катастрофичным последствиям. Если самому уйти на «встречку», спасаясь от удара - это тоже чревато опасностью, водитель может в последний момент вернуться на свою полосу, и тогда удар придется «в лобовую». В большинстве ситуаций, когда машина мчится «лоб в лоб», уйти в кювет, сбросив скорость — самое оптимальное решение. Да, машина при этом может значительно повредиться, а водитель «встречки» пронесется мимо, но из двух зол надо выбирать меньшее.

К любому развитию ситуации нужно готовиться с первой секунды обнаружения опасности, чтобы последняя секунда сохранила самое главное — жизнь и здоровье.

 

Подготовила Виктория ПРОЦКАЯ.

Фото Владимира ЯКИМОВА.

Проект : Безопасная дорога.